Итак друзья, руководство CBS дало добро сразу на два сезона вперёд (!) известному нам сериалу-ситкому The Big Bang Theory (Теория большого взрыва), в недавнем эпизоде которого (2-17) снялась наша любимица Саммер Глау.
А мы бьёмся башкой об стену за 3-й сезон на FOX’е…
Как так получилось?
Когда на одном российском сообществе сериала BBT сказали, что каждая серия собирает более 8 миллионов зрителей, я подумал, что ребята чего-то недопоняли и такого просто не может быть.
Оказалось, может… Просмотр рейтинговой ветки банально публикуемой на
http://www.terminatorsite.com/ (прокрутите страницу вниз до рейтинговой таблицы за «2 декабря» и ниже за "ноябрь-октябрь"), показал не только 8, но и 9 млн. зрителей и это был далеко не распиаренный «Пилот» или какая-нибудь ещё акция со сверх пиаром, а обычные серии. Как известно, «Теория большого взрыва» по развитию идёт фактически вровень с «Хрониками»: наши серии 2-17 и следом 2-18 вышли практически одновременно.
В чём же объективная причина столь высоких рейтингов ситкома BBT и столь низких (по крайней мере на фоне BBT) у нашего TSCC?
***
Если провести детальный анализ причин такой популярности BBT, то тут помимо очевидных преимуществ в плане великолепно продуманных типажей героев и неплохо просчитанной в сюжете игры гормонов...
...с успехом запускаемой в каждой серии, в плюс сериалу играет его динамичность (20 минут каждая серия, благодаря чему, сценаристу и режиссёру удаётся максимально концентрированно вложиться в шуточки и одновременно действо за столь короткое время эфира не успевает расслабить зрителя и всё время держит его тёпленьким). Ну и плюс типичное психологическое воздействие ситкомов - смех за кадром, который подсознательно запускает скрытые психические механизмы зрителя, заставляя его улыбаться и испытывать положительные эмоции в тех ситуациях, где без смеха за кадром подобного эффекта воздействия тот или иной сюжетный эпизод не достигал бы.
Как психолог по образованию, отмечу, что в психологии это вполне известный феномен, что не только хорошее психологическое состояние запускает физиологический механизм улыбки, но и наоборот, искусственно вызванная улыбка, особенно при повторении, с не меньшим эффектом может запустить механизм реально испытываемых положительных эмоций. Т.е. если искусственно заставлять себя улыбаться и подобным образом войти в некое состояние транса (психологического самовнушения), то можно вполне серьёзно привести психику в то самое состояние хорошего позитивного настроения и радости.
В некотором роде, конечно, смех за кадром – «не честный приём», но это уже стало привычной практикой для ситкомов. И если уж качество сериала на высоте, то в целом лично я не вижу ничего плохого в подобной практике, даже понимая механизм воздействия (отличный пример - сериал «Друзья»).
Единственный нюанс тут - это частота подобного запускаемого закадрового смеха. В "Теории большого взрыва" как раз таки смех за кадром создатели эксплуатируют на полную катушку! Можно даже сравнить с другими ситкомами. Для эксперимента, я банально сравнил кол-во закадрового смеха в Big Bang Theory и в идущем сейчас по СТС отечественном ситкоме "Моя прекрасная няня" с небезызвестной г-жой Заворотнюк в главной роли. Так вот создатели нашего сериала куда более совестливые чем создатели BBT: перевес закадрового смеха в BBT превышает аналогичную статистику этого популярного отечественного ситкома в несколько раз!
В случае же с "Хрониками Сары Коннор" сам жанр полностью исключает какой-либо закадровый смех. Т.е. воздействовать на публику посредством отработанного психологического манипулирования уже не удаётся и это объективный фактор в минус рейтингам. Опять-таки, жанр комедии – он как бы для всех возрастов и без тенденции к половой дифференциации. В противовес, жанр фантастики – это уже достаточно специфический жанр сам по себе, даже не смотря на предельно раскрученный тайтл «Терминатора».
Далее, одна серия идёт 40 минут в противовес 20 минутам BBT, что усложняет задачу сценариста и режиссёра, т.к. им необходимо на протяжении 40 минут удерживать зрителя у экрана тёпленьким, а это уже сложнее. Плюс специфика жанра и определённое наследие сюжета заставляют закладывать в бюджет "Хроник" несоизмеримо большие средства, чем тратят создатели BBT и других ситкомов, которые целый эпизод могут снимать в тех же трёх-четырёх комнатах-локациях. При этом, как вы понимаете, затраты минимальные!
И в результате исходя из всех этих наблюдений, мы и получаем картину при которой BBT с минимальными затратами на съёмку приносит рейтинг с каждого показа в 8-9 миллионов зрителей, а TSCC, показывая столь высокое качество исполнения, сейчас собирает приблизительно 3 - 3,5 млн. с последних показов (впрочем отмечалось падение: к эпизоду 2-11 рейтинг был более 5 миллионов зрителей). Возможно это отчасти связано и со спецификой популярности телеканалов CBS и FOX и количеством привычной аудитории этих телеканалов, но данной информации лично у меня нет.
***
В общем, вот такая кухня с нашими рейтингами и телеканалами. По крайней мере во всей этой гонке с подсчётами, мне показалось предельно интересным озвучить эту информацию. Да, должен отметить, что на данный момент в плане озвучивания ингредиентов Big Bang Theory я более-менее компетентен, так как на данный момент все вышедшие серии BBT мною были просмотрены, что не сложно было осуществить с учётом вышеописанного метража (1 серия – 20 минут). Сериал на самом деле достаточно забавный, но с размахом и уровнем TSCC его естественно не сравнить. Но как мы уже не в первый раз можем увидеть (вспомните историю с Firefly), уровень и качество сериала вовсе ещё не показатель коммерческой успешности этого проекта. В этой кухне есть своя очевидная специфика и не учитывать её невозможно.
Джосс Уидон (создатель Firefly и Serenity) будучи гениальным творцом, как раз на этой диспропорции и погорел со своим шедевром. Джош Фридмэн в данном случае оказался куда более успешен, но вопрос в том, не захотят ли наши любимые зас*анцы из FOX’а, которые в своё время и подбили Firefly, отказаться от больших вложений в TSCC, который не приносит уже желаемого рейтинга в пользу чего-нибудь более дешёвого и успешного?..
*
Скоро мы это узнаем. А сейчас пока что можем и поучаствовать хотя бы в подписании той же петиции в поддержку «Хроник»!
http://new.petitiononline.com/mod_perl/signed.cgi?scc2009
Фридмэн совсем не зря поднимает народ на баррикады заблаговременно!..