Фильм Terminator Salvation, который Вы видели на экранах в этот уикэнд, был не всегда тем Terminator Salvation, которым фильму предполагалось стать. Как непосредственно в самом франчайзе, история изменилась, и в конечном итоге оригинальный сценарий был распотрошён. Вы всё ещё можете видеть контуры того подлинного сценария в получившемся фильме (в форме дежа вю, подобно тому, как остаточные элементы сценария могут быть замечены в летнем блокбастере Стар Трек), но специфические моменты, которые могли сделать фильм Terminator Salvation если не более хорошим, то, по крайней мере, более интересным, из фильма исчезли. Что вызвало эти массивные изменения? И какими они были?
Самое большое изменение случилось тогда, когда МакДжи прилетел в Великобританию на переговоры с Кристианом Бейлом по поводу его участия в четвертом фильме о Терминаторе. Директор хотел, чтобы звезда "Бэтмена" играл Маркуса Райта - киборга, центральную фигуру сценария. Но Бейл сосредоточился на другой роли: Джон Коннор. Единственная проблема была в том, что Джон Коннор имел приблизительно три минуты экранного времени во всем фильме; большинство моментов Коннора игралось за кадром. В оригинальном сценарии Джон Коннор был скрывающимся лидером Сопротивления. Он жил в штаб-квартире на субмарине, и почти никто не знал его в лицо; так было сделано потому, что ему нужно было скрываться от роботов. Коннор выступал с обращениями по радио и существовал для бойцов Сопротивления как легенда, и в оригинальном сценарии Коннор не показывался на экране до самых последних минут фильма.
Вы можете помнить, как в конце 2007, когда прошёл слух, что Бейл согласился участвовать в Терминаторе 4, было два конкурирующих сообщения: в то время как сообщалось "ну не здорово ли, что Бейл склоняется играть Коннора", сообщалось, что он склонен играть Терминатора. Как вы видите, оба слуха были правильны: на некоторое время люди, вовлеченные в создание фильма, предполагали, что Бейл отбросит идею играть Коннора и подвинется к роли Маркуса, но он секретно задумал другое - массивную переписку сценария для того, чтобы увеличить роль Джона Коннора.
Смотря Terminator Salvation в том варианте, в котором его показывают в кинотеатрах, легко увидть, что это было плохой идеей. В сценарии, по которому снят фильм, Джону Коннору почти нечего делать. Если удалить Коннора из фильма, уменьшив его присутствие до радио-голоса, почти ни одна завязка в фильме не будет изменена. Вероятно, что новые сцены Коннора были работой Джонатана Нолана, который действительно много писал для фильма, но которого WGA [Американская Гильдия Писателей] отказалaсь включить в число работавших над сценарием. Причиной отказа было , по-видимому то, что вся работа, которую сделал Нолан, была косметической - добавление сцен Коннора, которые не имели никакого влияния на структуру или сюжет.
Желание Бейла играть Джона Коннора как главного героя было, вероятно, самым смертельным ударом по фильму; это полностью исказило форму существующей истории. Но другой смертельный удар прибыл из Интернета. Когда оригинальное окончание сценария просочилось - Джон Коннор убит Терминатором и его кожа пересажена на Маркуса Райта, который берет на себя роль лидера Сопротивления - много людей посходило с ума. На поверхности это походило на пощечину франчайзу, и на бумаге так выглядело вдвойне: Джон Коннор, парень, о котором создан весь франчайз, показывается на двух с половиной страницах, его убивают, и его лицо пересаживают роботу (в оригинальном сценарии это действительно только лицо, которое нашлепывают на Маркуса).
Существуют отличающиеся друг от друга сообщения относительно того, как далеко этот конец продвинулся в фильм. МакДжи не раз официально утверждал, что он никогда не хотел такого конца (он приступил к работе над проектом после того, как сценарий, о котором мы говорим, был написан), но есть много противоположных свидетельств, включая сообщения со сьемочных площадок, где на производственных календарях было написано "Коннор становится роботом". Весь законченный фильм выглядит свидетельством тому, что оригинальное окончание всегда намечалось быть именно таким. Фильм кажется непреклонно идущим к финалу "Коннор умирает", включая такие элементы, как бесконечные сцены, показывающие записи голоса Сары Коннор, очевидно предназначенные для Маркуса/Коннора в качестве руководства о жизни и предназначении Джона Коннора. Фактически, Спойлер!
когда Джону Коннору проткнули грудь железной палкой,
я был взволнован - все это время МакДжи нам лгал и сохранил оригинальное окончание?
Конечно, он не лгал. Самая большая слабость фильма - в заключительных минутах, которые кажутся как бы полностью пришлёпнутыми, когда персонаж, за которым мы следовали, приносит внезапную и скучную жертву. Из фильма просто вырывается весь воздух, поскольку спасение Джона Коннора кажется совершенно незаработанным, и конец фильма настолько окончателен, что вы выходите из кинотеатра театра, не заботясь о том, будет ли когда нибудь вообще показана будущая война.
Итак, каким мог бы быть фильм? До переписывания сценария для Бейла и до того, как Интернет сокрушил оригинальное окончание?
С Джоном Коннором, остающимся в тени в течение всего фильма, оригинальный Terminator Salvation больше сосредотачивался на отношениях между Kайлом и Маркусом. Стар была там всегда, и была по существу всегда такой же бесполезной; но без постоянных прерываний действия возвратами к показу бессмысленных сцен с Коннором, фильм имел возможность больше сосредоточиться на отношениях Кайла и Маркуса. Оригинальный сценарий отводил время для исследования того, как жилось в пост-апокалиптическом мире, и у него был рейтинг Р. На бензоколонке Маркус спасает Кайла и Стар от группы каннибалов, бросая одного из них в открытый огонь. (Важно отметить, что оригинальный сценарий экстраординарных борзописцев Бранkато и Ферриса - ребят, которые написали The Net, Catwoman and Terminator 3: Rise of the Machines - не жемчужина, которую отбросили. Оригинальный сценарий имеет массу своих собственных проблем).
С Коннором, убранным из сценария, отношения между Кайлом и Маркусом начинают разрастаться, и это дает больше веса Спойлер!
последующему поиску и спасению Маркусом Кайла
. И ранние сцены, когда Kайл не умеет водить машину, окупаются в сценарии, сначала когда Маркус его учит, и позже, в третьем акте, где у Кайла есть героический финальный момент, который отсутствует в законченном фильме.
Как и в фильме, Спойлер!
Кайл и Стар захвачены Скайнетом и транспортируются в Скайнет Сити,
но с одним главным изменением: Скайнет понятия не имеет, кто такой Кайл Рис. Это - пункт, который беспокоит многих зрителей фильма; я радикально этим не озабочен, поскольку приключенческие путешествия во времени Кайла Риса были достаточно публично задокументированы, и можно поверить, что Скайнет узнал бы о нем, захватив всемирные компьютерные сети. Но отсутствие у Скайнета знания того, кто такой Кайл, позволяет оригинальному сценарию удалить идиотский план машин Спойлер!
заманить Джона Коннора в Скайнет Сити вместо того, чтобы просто убить его папу
. Этот план чувствуется тем самым типом изменений, которые были написаны для того, чтобы дать Джону Коннору возможность что-то делать в фильме, так как сцены, где Коннор Спойлер!
убеждает силы Сопротивления не выступать
, в оригинальном сценарии нет (и почему ей там быть? Коннор там - в роли Майкла Айронсайда).
Приключения Маркуса с Блэр немного другие. В оригинальном сценарии он Спойлер!
спасает Блэр от стаи бешеных волков, а не от возбужденных насильников
. Эта сцена была важна потому, что она дает Маркусу его первое осознание того, что он намного быстрее и сильнее, чем он был в прошлом, Спойлер!
что он не мог показать в драке с людьми в фильме с рейтингом ПГ-13 (хотя можно ли уничтожить стаю волков в фильме с рейтингом ПГ-13?).
В законченном фильме между Блэр и Маркусом есть нежные моменты; оригинальный сценарий рассматривает вещи очень, очень по-другому: Блэр предлагает Маркусу "ВИТ". Это - "Выжидай И Трахайся", фраза, широко используемая в Сопротивлении. Понимаете, это - ужасное, несчастное будущее, и люди того времени преодолели свою мелкую притворную стыдливость. Если единственная радость, которую они могут получить, это секс, почему бы не взять это? Жизнь дешева, и они, возможно, не доживут до следующей ночи, так что пользуйся, чем можешь.
Следующее большое изменение сделано в том месте, где Маркус Спойлер!
захвачен Сопротивлением
. Джон Коннор остается за кадром, и он допрашивает Маркуса через коммуникаторную связь. Но Коннор думает как Джон Коннор, который привык к тому, что его пытаются убить, и он полагает, что Маркуса послали из более отдаленного передового будущего, чтобы убить его. Тем временем нам показывают Кайла Риса, транспортируемого в Скайнет Сити; оригинальный сценарий действительно выдвигает Риса на передний план, в то время как в снятом фильм это пропущено.
Маркус Спойлер!
сбегает от Сопротивления
более или менее так же, как мы видим в фильме и направляется к Скайнет Сити. И именно здесь начинаются главные изменения.
В оригинальном сценарии название фильма действительно что-то означало. Смотря законченный фильм, трудно догадаться, почему у него такое название - потому что Маркус Спойлер!
спасает жизнь Коннора в последнюю минуту
? В оригинальном сценарии у Серены роль больше, чем короткое появление, и она объясняет элемент спасения.
Маркус приходит в Скайнет Сити и находит ... морской курорт, населённый людьми. Он видит Терминаторов, ухаживающих за ландшафтом! Оказывается, что Скайнет не пробовал стереть человечество с лица земли. Он пытался спасти нас.
Возможно, это самая причудливая идея во всём сценарии, которая явно не работает. Кажется, как будто Бранкато и Феррис думали, что людям нравились сиквелы Матрицы, так как чувствуется, что всё это могло происходить в тех фильмах. Понимаете, Серена возглавляет Проект АНГЕЛ, который делает Гибридов (то есть, Киборгов). Причина? Скайнет сделал вычисление и понял, что человечество вымрет через 200 лет; машины решили спасти немногих, превращая их в Гибриды, и уничтожить остальных. Это не имеет смысла, и такие вещи заставляют вас задаться вопросом смотрели ли эти парни когда-либо предыдущие фильмы о Терминаторе.
Изумляет то, что материал Проект АНГЕЛ дошел до производства. Когда я был на сьемках, мне выдали пропуск, дающий доступ во все сьемочные павильоны; на пропускe было лого Проект АНГЕЛ. Во время тура пре-производственных графических работ нам говорили о Проекте АНГЕЛ и его роли, которая полностью удалена из снятого фильма. Во время посещения сьемочного сета было похоже на то, что, как и в сценарии, Серену собирались показывать в конце фильма живой, и я видел художественный материал, отображающий это графически.
И здесь становится понятным, как Terminator Salvation распался на части. Фильм переписывался по кусочкам в сьемочном павильоне. Вместо того, чтобы переделать целую картину, кажется, что МакДжи и компания просто брали каждый сегмент и вычисляли, как вовлечь в него Джона Коннора, при этом не укрепляя основную структуру, от которой они откалывали куски.
Серена, сама ставшая киборгом, встречает Маркуса и объясняет ему Проект АНГЕЛ и морской курорт. Она также объясняет функцию Транспортного чипа - он вживлён в киброгов и предохраняет их от ощущения боли и эмоций. После чего она дает Маркусу тур по всему Скайнет Сити, хвастаясь моделями T-800, которые начинают производить, и дает ему взглянуть на T-1000 и T-X в самых ранних стадиях развития. Она также показывает ему технологию машины времени, над которой они работали, и базу данных искусственного интеллекта, которая хранит мозги людей, что позволят Терминаторам лучше имитировать поведение людей и, таким образом, успешнее проникать в их отряды.
Потом наступает шокирующий момент - Маркус опоздал. Кайлу удалили мозг и загрузили его в базу данных, а Стар уничтожили. Вся надежда потеряна, и Серена активизировала его Транспортный чип, таким образом Маркус ничего не может сделать.
И тут раздается взрыв. Серена отвлекается, и, точно так же как в законченном фильме (где это имеет гораздо меньше смысла), Спойлер!
Маркус вырывает из себя Транспортный чип
. После чего он вскакивает в машину времени, которая сжигает его одежду, и возвращается в прошлое ровно настолько, чтобы успеть спасти Кайла и Стар, захватить лазерное оружие и устроить взрыв, который отвлек Серену (осталось невыясненным, смотрели ли Бранкато и Феррис фильм Bill & Ted's Bogus Journey в тот момент, когда они писали эту сцену). И после этого начинается экшен.
Троица пытается сбежать из Скайнет Сити на вездеходе с Кайлом за рулём, где окупаются уроки вождения. Их преследуют танки-терминаторы "Убийцы/Охотники", и они уничтожают большинство танков, когда несутся по морскому курорту (включая уничтожение одного танка, который они заставили вьехать в бассейн). Но они оказываются в тупике на причале, где последний "Убийца/Охотник" собирется их прикончить. Тут внезапно появляется Блэр, которая возглавляет авиационный налёт и уничтожает танк. И тогда всплывает субмарина, и наконец-то появляется Джон Коннор, ведя войска в бою против Терминаторов на территории курортеа Коннор и Кайл встречаются, но это не большое событие.
Маркус спас группу людей в Скайнет Сити, и Сопротивление забирает их на борт субмарины. Все счастливы, и похоже, что в этот день Сопротивление победило, когда Маркус внезапно понимает, что Серена - среди беженцев. Она нападает, отстрелив ему руку и выстрелив Джону Коннору в живот. Затемнение.
Позже Маркус пробуждается в больнице. Блэр говорит ему, что они скроют от всех Проект АНГЕЛ - даже в пределах фильма это было слишком глупо позволить всем людям узнать об этом. Но есть плохие новости: Джон Коннор не выживет. Его рана смертельна. На смертном одре Джон Коннор дает Kайлу фото Сары Коннора (когда я взял интервью у Антона Елчина, он подтвердил, что сцену убрали из сценария перед началом сьемки фильма, что он считал хорошей мыслью. Это позволяет заключить, что оригинальное окончание, никогда не предназначалocь для производства). Джон и Кейт просят Маркуса занять место Джона Коннора - так как никто действительно не видел его, любой может быть им. Легенда больше чем человек, настаивают они.
Маркус соглашается, и лицо Джона Коннора пересаживают Маркусу (и это оказывается, является источником шрамов Коннора. Вы бы подумали, что они срежут кожу ближе к затылку, под волосами, но видимо, нет), несмотря на то, что никто все равно не знает, как выглядит Коннор. Но это сделано, и Коннор умирает, и Маркус теперь должен встаtь на его место и вести Сопротивление в будущее.
Во многих отношениях оригинальный сценарий Terminator Salvation все таки виден в получившемся фильме. Фактически, за исключением дополнительной ерунды с Джоном Коннором в первых двух актах, фильм (без пролога, которого не было в сценарии) в первых двух третях более или менее следует за оригинальным замыслом. Это - лучшие части кино, и именно тогда, когда фильм перемещается в третий акт, все начинает разваливаться. Это очевидно, что MакДжи и Джонатан Нолан не создали хороший третий акт, и без смерти Джона Коннора они не нашли другую хорошую причину, ради которой стоило снимать фильм. В действительности то, что они сделали с их недоваренным третьим актом, - это создали телевизионный эпизод - в конце все более или менее вернулось в статус-кво. И, задвинув Кайла на задворки и отняв у него героизм в третьем акте, фильм убрал единственное основание для своего существования, а именно - начало дружбы Коннора и Риза.
Сработало бы оригинальное окончание? Люди вышли бы из кинотеатров в гневе. Но это была напористая, смелая идея, которая, возможно, была бы воплощена в фильме лучше, чем это выглядело в сценарии. Не нужно было бы даже показывать пересадку лица - пусть бы Маркус весь фильм ходил со шрамами Джона Коннора, а в конце они послужили бы подтверждением догадки [о пересадке кожи лица]. Окончание Terminator Salvation теперь настолько стандартно, что это не открытие новой трилогии, a просто ещё один скучный приквел, повторяющий то, что мы уже знали. Смерть Коннора была бы шокирующей и добавила бы драмы к последующим сиквелам. Черт побери, ведь выглядит, что Скайнет Сити предложил героям довольно классную технологию - почему бы мозг Коннора не загрузить в тело Маркуса?
Рассматривать это сейчас - бессмысленно. Законченный фильм решил сыграть в безопасность, и в результате - это глыба, которая не возбуждает, не волнует. Иронично то, что требование Бейла увеличить роль Джона Коннора, в результате приведшее к финальному фильму, отлично вело к смерти героя. Самая большая проблема с Коннором, умирающим в конце оригинального сценария состоит в том, что его смерть там не несет никакого веса, поскольку он там никто. Но в получившемся фильме, в котором чувствуется, как он выстраивается к этой смерти, это было бы сюрпризом, который работает, у которого есть основание.
Увеличение Коннора приводило к уменьшению Риза, что явилось большой проблемой в конечном продукте. Антон Елчин присоединился к Terminator Salvation в то время, когда он был вторым действующим лицом; я воображаю, что его понижение в должности должно было привести его в уныние. И разочарование для зрителей, поскольку Ельчин - лучший актер в фильме. Terminator Salvation со вдвое большим участиме Ельчина вполне могло быть более приятным фильмом, так же, как Стар Трек преодолевает недостатки своего сценария великолепным кастингом.
Cмотря на кассовый сбор этого уикэнда, вероятно, что Terminator Salvation является концом франчайза. И это, вероятно, конец того, что К. Бейл когда-нибудь будет настаивать на основательных переписках сценария на стадии производства проектa. Я действительно думаю, что более умная переделка сценария Бранкато/Ферриса, которая позволила бы шоковый конец, могла бы оказаться фильмом, о кассовом провале которого можно было действительно сожалеть. В то время как я наслаждался, смотря Terminator Salvation, мне было совершенно насрать на то, что происходило на экране, или на то, что собиралось произойти. МакДжи и Нолан замутили конец картины, показывая непримечательный экшен (еще одна схватка с Терминатором на фабрике), никогда не находя свой собственный боксерский удар, который дал бы этому кино больше воздействия, чем то, которое Вы получили бы от расширенного универсального романа. Единственной вещью, которая была полностью выломана из сценария Бранкато/Ферриса, был Проект АНГЕЛ, и законченный фильм действительно не дает Скайнету никакой мотивации для сбора людей. МакДжи, боясь реакции фанов (которая начиналaсь, когда просочилось окончание оригинала) решил 'исправить' элемент, который меньше всего нуждался в исправлении.
http://terminatorium.borda.ru/?1-4-0-00000027-000-0-1-1243846765
P.S. А жаль что большинство идей не воплотились в жизнь.... терминатор мог стать интеллектуальным фильмом, а так получилось... куча спецэффектов и невнятный сюжет, но который на порядок лучше Т-3.